Лингвистика для чайников: может и должен

12:58

То ли это я чего-то не понимаю, то ли у многих людей туго с начальным образованием, но периодически у меня складывается впечатление, что люди плохо владеют родным языком. Ну вот например, слова "может" и "должен" воспринимаются как синонимы. 


То есть если ты что-то можешь делать, что ты должен это сделать для каждого, кто тебя об этом попросит. Не важно, что человек просит тебя потратить свое личное время, использовать свои личные знания и опыт, не предлагая ничего взамен. Не важно, что человек бесплатно просит то, при помощи чего надеется заработать. Не важно, что когда тебе понадобится одолжение от этого человека, он будет занят/не в состоянии/болен или что-то там еще. 

Ты можешь то, чего не может кто-то другой. Значит ты должен это делать по первому запросу. Не делать, значит, быть корыстным, эгоистичным, высокомерным, гордым и черствым. Не делать, значит, обидеть, создать себе негативную репутацию.

Есть и другая сторона. Не до конца еще вымерла порода хороших, трудолюбивых людей, которые считают своим долгом помогать всем окружающим всеми своими ресурсами. Такие люди свое "могу" воспринимают как "должен". Я могу посидеть с твоим малышом, значит, я должен это сделать тогда, когда удобно тебе. Даже если мне неудобно в этот момент. Потому что если я не сделаю, я буду себя ощущать неблагодарной сволочью (риторический вопрос: за что испытывать благодарность?), которая подвела тебя в самый ответственный момент.

Такими людьми, как правило, пользуются. Для манипуляции и получения желаемого результата можно стимулировать их чувство вины. А еще можно это так подать: "Ну вот ты же одаренный, а я нет. Твой долг пред обществом поделиться своим даром/знаниями/опытом и т.п.". Или мое любимое: "Твой осел надобен Господу". Как будто говорящий и есть Господь.

Может, я чего-то не понимаю, но такой подход для меня равносилен воровству. Против воли человека вы берете его ресурсы, время, силы. Вы требуете у человека помощи в его рабочее время. Это время, которое оплачивает его работодатель, и ожидает, что в это время будет делаться важная для него работа. То есть вы воруете ресурс у начальника вашего знакомого. Вы требуете, чтобы вам помогли в нерабочее время: ну это очень надо, ну срочно-срочно, ну чуть-чуть... Таким образом вы лишаете человека заслуженного отдыха. 

Трудящийся достоин пропитания. Чаще всего мы обращаемся за "помощью" тогда, когда не хотим платить за услуги - например, нам надо получить бесплатный перевод с иностранного языка, бесплатную помощь в ремонте, бесплатный урок музыки/рисования/программирования, бесплатную физическую силу при переезде.

Я понимаю, есть ситуации, когда ну никак без бескорыстной помощи. Для того друзья и нужны. Но вот лично у меня есть некоторые "друзья", которые регулярно раз месяц, раз в неделю просят помощи. У меня эта помощь занимает от получаса до часа работы. Таких "друзей" у меня не один. Моя помощь используется для получения личной выгоды.Чаще всего эти люди сами ничего не делают "просто так".

В общем, друзья! Лично я могу много чего. Но это не значит, что я должна это делать по первому запросу и для каждого. Я не буду бесплатно делать переводы, разрабатывать сайты и т.д. только потому, что я это умею делать хорошо. Чтобы делать это хорошо, мне пришлось длительное время учиться, тратить на это время и деньги. Чтобы сделать какую-то работу, мне надо использовать свои знания, способности, опыт и инвестировать время. Я взрослый человек и у меня есть материальные обязательства. У меня есть ребенок. Я часто жертвую общением с ним ради того, чтобы обеспечить его необходимым (как и все работающие родители). Кроме нас с мужем, нашу семью содержать некому. Хотите нанять меня на проект? Гарантирую качественную работу и гибкость расценок. Хотите меня использовать без обязательств со своей стороны? Извините. Я могу, но это не значит, что я должна.

А що ще цікавенького?

0 comments

Шановні читачі