О стереотипах

13:58

Знаете, мозг человеческий устроен таким образом, что ему легче работать с шаблонами. Не знаю, как это правильно называется, но вот вам пример: как только вы однажды прочли слово, мозг сохранил его в виде образа, "картинки". Когда ваши глаза видят слово, мозг начинает искать подходящую картинку. Это объясняет почему мы медленно читаем новые слова и быстро читаем те, которые нам уже доводилось встречать.


Такая работа человеческого мозга просто невероятна. Она позволяет нам думать быстро, сокращая "пути" к решению. Для этого наш мозг просто весь наш опыт категоризирует и формирует шаблоны. Та же симпатия и антипатия основаны на такой "шаблонной" работе нашего ума. Мне симпатичен или антипатичен этот человек потому, что он ассоциируется у меня с мои предыдущим опытом. Я быстро решаю задачи по аналогии с теми, которые мне уже приходилось решать. С новыми задачами справляться сложнее, но каждая новая задача формирует модель-категорию, в которую может быть отнесена какая-то задача в будущем.

Но есть и вторая сторона такой особенности мышления. Это склонность к стереотипному мышлению. Мало того, что мы мыслим изначально стереотипно, мы еще и стремимся из всего сделать стереотипы. Причем отказ от стереотипного мышления требует осознанного усилия. Почему? Потому что подгонка события под уже существующий шаблон в голове, это включенная по умолчанию функция человеческого мозга. Это как рефлекс: что-то происходит и самый первый вопрос заключается в том, происходило ли нечто подобное ранее. (Кстати, некоторые считают, что феномен дежавю именно в этом и заключается.) Осознанное усилие необходимо для того, чтобы после первой рефлекторной реакции все же подумать и проанализировать информацию, независимо от предыдущего опыта.

Кроме наших собственных стереотипов есть еще и "общие". Эти стереотипы диктуются, навязываются и закрепляются обществом. Например, Новый Год и застолье с обязательными оливье и шампанским. Или красивыми бывают только худые, сексуально - это огромная грудь, мужикам надо только "это", "деловой" вид это белый верх, темный низ...

Я не хочу сказать, что стереотипное мышление это плохо. В некоторых случаях оно помогает нам лучше и быстрее понимать других людей. Это помогает быстрее принимать решения. Но иногда стереотипность мышления людей меня просто убивает! Меня уже давно не заботит, в какие стереотипные рамки уложило меня, мою семью и мое окружение мышление других людей. Но меня просто поражает, насколько шаблонно нынче мыслят люди. Иногда складывается впечатление, что у них один мог на всех.

Сейчас очень много стереотипов, навязанных обществом. Некоторые из них относительно безобидны. Некоторые разрушительны или разрушительны потенциально. Стереотипы внушаются через использование средств массовой информации, которых сейчас доступно немало. У меня есть некоторый опыт работы в продажах и могу точно вам сказать, что стереотипное мышление людей помогает продавать. Ты знаешь точно, какой товар будет востребован, а какой нет. Знаешь, с какими возражениями придется столкнуться, на какие вопросы ответить, на что надавить. 

"Население" в головы людей шаблонного мышления облегчает управление ими, позволяет легко добиваться от них желаемых действий, делает их поступки предсказуемыми, а значит, безопасными. Короче, превращает в скот. А со скотиной разговор простой: накормил-напоил, выгулял, спать уложил, дал спариться. Вот так и живем.

Ну вот, опять... Хотела написать простенький пятничный пост, и снова наумничала... Что делать? Тоже, вроде, часть меня...

А що ще цікавенького?

2 comments

Шановні читачі