Про почему у нас так много тупых отличников и про вторичную неграмотность

07:00

Вы задумывались когда-нибудь, что учиться надо уметь? То есть мы все учились понемногу и т.п., но учились эффективно только единицы. Причем эффективность обучения - это усвоенные знания. Усвоенные знания - это не вызубренные факты. Усвоенные знания - это когда информация понята, осмыслена, опробована на практике и закреплена таким образом в мозгу. 


Причем даже не важно, были ли знания практичными. Ну то есть можно усвоить курс по геометрии, но так и не воспользоваться полученными знаниями на практике - ну просто не выпадает такой возможности по роду деятельности. Но усвоить можно даже те знания, которые, в принципе, не нужны, можно. И даже нужно - хотя бы в качестве зарядки для мозга и на всякий случай. 

Оценки в нашей образовательной системе ставятся за то, что ответ студента совпадает с правильным ответом на вопрос в экзаменационной книжечке. Ну или что-то типа того. То есть достаточно просто заучить правильный ответ. Понимать суть информации не надо. Это примерно как попугайчика научить ругаться матом. Повторять - повторяет, то есть не дурак. Но не понимает ни слова из того, что говорит. В результате титул умных получают самые усидчивые студенты. Те, у кого хватило терпения тупо позаучивать. Перерабатывать знания у нас не учат. У нас не учат думать, делать выводы, логически приходить к тому, чему не учили. Вспомните, хотя бы, доказательства теорем из школьного курса геометрии. Кто из вас для этого пользовался ранее полученными знаниями? Мы же просто заучивали доказательство так, как его преподнес нам преподаватель. А на самом деле теорему можно доказать на основании ранее полученных знаний. Но нас просто не учат складывать паззлы из информации, искать какой кусочек куда лепится, "дорисовывать" недостающее так, чтобы это было логично.

От такого подхода к образованию получается, что в отличники часто выбиваются непроходимые тупицы (не надо оваций, сама отличница в прошлом). Они машут везде своими идеальными аттестатами и красными дипломами, но интеллектуальная мыщцА у них часто просто атрофирована, потому что ею не пользуются.

Это одна сторона проблемы. Вторая в том, что нас не учат учиться. Мы выпускаемся из школы-училища-универ и вздыхаем с облегчением: наконец не надо больше зубрить. И в этом нас можно понять - человек, в отличие от попугая, почти всегда понимает, когда из него пытаются сделать дрессированную мартышку, и воспринимает это в штыки. Мало того, что нас не учат учиться, нам еще и прививают стойкое отвращение к тому, что именуется у нас в стране обучением.

Из-за этого появляется вторичная неграмотность - мы не учимся ничему новому, мы забываем старое и даже элементарные навыки "учения" у нас теряются, как любой навык, если его не использовать время от времени.

Конечно, есть счастливчики, которые, вроде бы, от рождения уже умеют учиться. Эти люди, как правило, любознательны, инстинктивно анализируют всю входящую информацию, любят систематизировать ее. Но даже им тоже надо уметь учиться. Вот, например, с текстом у нас работать мало кто умеет. То есть прочесть текст можно, "обрабатывать" его в голове умеют далеко не многие. 

Может, большинство проблем, связанных с общей тупостью людей, в основании своем всего лишь имеют неумение учиться?

А що ще цікавенького?

0 comments

Шановні читачі